День за днем. Читаем труды святого праведного Иоанна Кронштадтского

Надежда христианская есть надежда наша на жизнь во Христе

Надежда христианская есть надежда наша на жизнь во Христе. Мы созданы были для жизни, но отпали от жизни и пали в смерть духовную и телесную, и если бы не Господь, вечно бы погибали, а уничтожиться никак не могли бы. Бог верен Сам Себе. Сотворивши богоподобных, вечных духов, Он верен своей вечности в них, и уничтожить их – значит отречься от Своей вечности, а принять в общение с Собою падших, грешных, неочищенных Он не может: иначе Ему нужно было бы отказаться от Своей святости и от Своей неизменяемости. – Потому-то препрославлена да будет во веки веков твердая к нам любовь Бога Отца, для искупления и очищения нас грешных от грехов не пощадившая единородного Сына Своего, на смерть за нас предавшего Себя, не только да очистит нас от всякой скверны, но и да освятит нас и представит нас славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна [Ефес, 5, 27]. – Аз живу – и вы живи будете [Иоан. 14, 19]. Вот в Ком и вот на чем основывается вся наша надежда. Я живу – говорит Господь, и вы живы будете, перейдете от смерти к жизни. – Все Евангелие подтверждает надежду нашу на жизнь. (Воскрешение Лазаря, разговор с Марфой и Марией, речи Спасителя по случаю установления причащения в Евангелии Иоанна).

(Моя жизнь во Христе т.1,1463)

В храме Божием добрые, простые, верующие души - как в доме Отца Небесного

В храме Божием добрые, простые, верующие души - как в доме Отца Небесного: так им свободно тут и легко, легко. Здесь предвкушают истинные христиане будущее Царство, уготованное им от сложения мира, будущую свободу от всякого греха и смерти, будущий покой и блаженство. Когда же предвкушают? Искренно обращаясь душою к Богу, усердно молясь Богу, принимая решительное намерение посвятить Богу жизнь свою, - и вне храма совершая самым делом дела добродетели.

(Моя жизнь во Христе т.1,1462)

Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святого так к нам велика

Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святого так к нам велика, безмерна, что пред нею становится незначительною или как бы исчезает всякая нелюбовь, вражда, ненависть к нам человеческая. По этой-то безмерности любви к нам Божией и ничтожности человеческой вражды Спаситель повелел всем нам любить врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих напасть [Мф. 5, 44]. Мы в любви Божией; велико ли дело, что нам не доброжелательствуют люди? Что они могут сделать нам, когда так возлюбил нас Бог?

(Моя жизнь во Христе т.1,1461)

Твоя душа пусть не двоится на добро и зло

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.

(Моя жизнь во Христе т.1,1460)

Даруй же мне всегда живою верою лобызать десницу Твою!

Чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела и постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? – Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает? – Боже всемогущий, премудрый и всеблагой! Рука Твоя постоянно на мне грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня. Даруй же мне всегда живою верою лобызать десницу Твою! Зачем мне ходить далеко – искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах! следы эти так явственно видны во мне. Я – чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я – в малом виде – целый мир, моя душа – представительница мира невидимого; мое тело – представитель мира видимого.

(Моя жизнь во Христе т.1,1459)

Диавол ничтожными средствами достигает важных последствий

Диавол ничтожными средствами достигает важных последствий. – Христианин! крепись и веруй всем сердцем во Христа; ты верная добыча диавола, если ты рассеян и ленив. Этот последний все силы употребляет к тому, чтобы ты сердцем не веровал во Христа. И горе тогда тебе, когда потеряешь веру!

(Моя жизнь во Христе т.1,1458)

Между мною и Богом часто становится злая сила

Между мною и Богом, между мною и ближним часто становится темная, злая сила. Я это знаю по опыту, верно, логически.

(Моя жизнь во Христе т.1,1457)

Диавол принимает огромное участие в грехах людей

Диавол принимает огромное участие в грехах людей: потому в молитвах пред исповедью грешные люди снисходительно осуждаются в грехах пред Господом, как "прельщенные диаволом". – Поэтому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник: в твоих грехах много виноват диавол. – Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к Нему тотчас о прощении грехов своих. – Он - Агнец, вземляй грехи мира [Иоан. 1, 29]: Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очищать грехи наши.

(Моя жизнь во Христе т.1,1456)

Когда будешь служить Богу чистою совестью, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя

Когда бываешь очень молод или живешь жизнью мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного, только по одному имени и думаешь, что Христос от тебя далеко – на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя, и хотя слышишь, что он зол, но думаешь, что злость его до тебя не касается; но когда будешь в летах зрелых и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестью, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя, и тяжелое несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас.

(Моя жизнь во Христе т.1,1455)

Мы приглашаемся в сообщество Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и Архангелов

Мы приглашаемся в сообщество Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и Архангелов – вместо отпадших, возгордившихся духов. – Эти возгордились и сказали в себе Богу: как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен, как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем? – А Господь, в ответ и посрамление диавола, изволил создать из персти человека и перстными существами восполнить недостаток ангельских миров вследствие отпадения гордых духов; и это бесконечное посрамление – бесконечно великое наказание гордецам; оттого-то они все силы адские употребляют на погубление людей. – Для большего показания любви Своей и для большего посрамления диавола Сам Господь облекся в перстное тело человека, чтобы исхитить его из власти диавола.

(Моя жизнь во Христе т.1,1454)

Надеяться на Бога – значить поручать Ему свою жизнь

Надеяться на Бога – значить поручать Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетований. Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника. Мы веруем, что Господь благ и милосерд, что Он любит нас, как Отец: следовательно, Он желает нам всякого блага и истинного счастья. Он премудр и всеведущ: поэтому Он лучше, чем мы сами, знает, что для нас нужно и полезно. Он всемогущ: итак. Он всегда может даровать нам то, что восхощет, исполнить то, что обещал. Он свят и праведен: и потому все слова Его – истина, обетования Его неизменны. Высочайшее доказательство любви Бога к человеку мы видим в том, что Он не пощадил для нас Сына Своего единородного, но предал Его на страдания и смерть. Укрепив душу свою мыслию о беспредельной благости, премудрости, всемогуществе и святости Творца и Промыслителя нашего, мы можем проходить поприще земной жизни нашей – без страха и смятения, как дитя на руках матери, как корабль с надежным якорем. И потому блажен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его [Пс. 2, 12; Иерем. 17, 7; Притч. 16, 20]. Господь Помощник мой и Заступник мой [Пс. 17, 3]. Не убоюся от тем людей [Пс. 3, 7]... Впрочем, при надежде мы не должны быть беспечны и праздны. Христианская надежда по сущности своей есть живое, деятельное и постоянное стремление к Высочайшему Благу и Источнику всех благ – Богу, ненасытным желанием приблизиться к Нему и получить от Него и в Нем Царствие Небесное, уготованное прежде сложения мира. Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию [Пс. 41, 2, 3]?

(Моя жизнь во Христе т.1,1453)